Четверг, 18.04.2024, 22:33 | Главная | Регистрация | Вход |
Календарь« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
...Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Деталь у Чехова
Развернутый план сочинения на тему:
«Мастерство художественной детали в рассказах А.П.Чехова».
I. Вступление
Художественная деталь – минимальная образная подробность в художественном произведении.
II. Главная часть
- Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде всего в том, что он умеет одной-двумя деталями выразить сущность того или иного явления.
- Детали портрета. Подробное описание внешности человек4а Чехов заменяет, как правило, деталью-впечатлением («…она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка…» - «В овраге»). Такая деталь обыкновенно выражает и авторское отношение к персонажу.
- Психологические детали. Здесь Чехов также старается одной-двумя деталями выразить сущность эмоционального состояния или перемену в настроении персонажа. Так, при последнем свидании с Котиком Старцев вспомнил свою молодость и любовь, и «в душе затеплился огонек», но почти тут же он «вспомнил про бумажки (деньги), которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас» («Ионыч»).
- Степень художественного обобщения при помощи образной детали иногда достигает у Чехова такой глубины, что детали становятся своего рода символами. Так, образ «футляра» в описании Белякова («Человек в футляре») становится воплощением целой психологии; «Палата № 6» символизирует весь уклад русской жизни конца XIX века; «серый забор с гвоздями» обозначает общее состояние несвободы (эта деталь используется Чеховым неоднократно, например в рассказах «Палата № 6», «Дама с собачкой», «Невеста» и др.); изображение всяческой еды становится символом «ленивого счастья» и т.п. («Душечка», «Ионыч», «Крыжовник»).
III. Заключение
В использовании художественных деталей Чехов, с одной стороны, наследовал опыт своих предшественников (в особенности Гоголя), а с другой – являлся смелым новатором.
По материалам книги А.Б.Есина «Сквозные темы в русской литературе XIX-XX веков». – М.: 2009
|
| |