«Два Ивана – солдатских сына» - сюжет сказки. Карты В.Я.Проппа. - Литература - Конспекты уроков и презентации - Каталог статей - Персональный сайт
Суббота, 25.03.2017, 08:49Главная | Регистрация | Вход

Следи за временем

Категории раздела

Узнай произведение

Философы говорят

Хит-лист-плеер

...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

...

Каталог статей
Главная » Статьи » Конспекты уроков и презентации » Литература

«Два Ивана – солдатских сына» - сюжет сказки. Карты В.Я.Проппа.

- На прошедших уроках мы с вами очень много узнали о сказке. Так, например, мы узнали, что ….(ответы ребят).

- Действительно, скоро сказка складывается, да непросто складывается. Давайте прочитаем статью в учебнике с этим названием. Может, мы еще что-то новое для себя узнаем.

Чтение статьи в хрестоматии.

Запись в тетради:

Композиция – построение художественного произведения.

Сюжет – последовательность событий, происходящих в произведении.

- Давайте разберемся с этими понятиями и сначала посмотрим, как же построены волшебные сказки, с чего начинаются, как продолжаются  – т.е. с чем сначала разберемся? (с композицией сказки).

- Так как обычно начинается сказка?

- Правильно, чаще всего мы встречаем именно эти слова - «жили-были». Но мудрые сказочники обычно начинали сказку с присказки. Вот, например, так: «Было это далеко, на море, на океане на острове Кидане стоит дерево золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идет – песню поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть. Это еще не сказка, а  присказка, а сказка вся впереди! Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…».

- Как вы думаете, а зачем нужна была присказка?

- Затрудняетесь ответить? А когда лучше слушать сказку? В какой обстановке?

- Правильно, слушается она лучше в потемках, хорошо бы еще печку русскую да дрова в ней потрескивают, и звучит голос, глубокий и таинственный, как бы напевая осторожно и доверительно, не давая себя перебивать и зажигать свет. Задача присказки в том, чтобы подготовить душу слушателя, настроить ее на соответствующий лад.

- Часто присказки были юмористичные. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос- огурец и поставил великолепный дворец. Это не сказка, а присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и мягких калачей».

- А вот присказка дразнящая и сулящая: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на окиане, на острове Буяне (кстати, а что это за острова Буян, Кидан, которые встречаются в присказках? – если кого-то заинтересовал этот вопрос, я могу подсказать, где можно найти информацию и поделиться ею с ребятами). Итак, на море, на окиане, на острове Буяне – стоит бык печеный, возле него лук толченый, а у него в боку нож точеный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это еще не сказка, только присказка; а кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто Рублев на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье» .

А это означает: приготовься ко всему и не смей перебивать; тогда все сам увидишь…

А вот присказка ритмически-плясовая и подготовительная: «Бабушка Арина, куда ты ходила? – В Новую деревню. – Что в Новой деревне? – Утка в юбке, селезень в кафтане, корова в рогоже, нет ее дороже… Это присказка, сказка будет впереди. Кудель, кудель, куда ты летела, на кусточек села, на кусточек села – соловьем запела… У нас – не так, как у вас – и кудель поет соловьем…»

Иными словами: перестраивай душевный лад, сходи с обыденного ума, ко всему приготовься, ничему не удивляйся; тогда все и узнаешь…

А вот присказка сумбурно-драчливая: «Жили-были два крестьянина: один – Антон, другой – Агафон. «Послушай, брат! – говорит Антон. – Бедовая туча к нам несется», - а сам как лист трясется. «Ну, что ж за беда!» - «Да ведь град пойдет, весь хлеб побьет!» - «Какой град! Дождь будет». – «Ан град! Ан дождь!» - «Не хочу говорить с дураком!» - сказал Антон да хвать соседа кулаком. Ни град, ни дождь нейдет, а у них из носов да ушей кровь льет. Это еще не сказка, а присказка, сказка будет впереди – завтра после обеда, поевши мягкого хлеба…»

А это значит: вот смешаю тебе все карты, опрокину тебя в бессмыслицу, так после этого ты в сказкины небывальщины лучше поверишь…

А вот еще сказка, вводящая и вкрадчива: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох, с царицей Анастасиею Прекрасною…»

Эта присказка как будто берет душу слушателя за ее детскую ручку и ведет ее с распевным уговором прямо туда, куда надо – в мир древний и дивный, к самому царю Гороху… Сказка уж такая: она уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом…. потом приводя назад концовкой: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало…» Или еще выразительнее: «на том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали; отняли поханку от быка, да налили молока , потом дали калача. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел колпак, стали в шею толкать».

А это значит: сказка кончилась, добрые люди, просыпайтесь, ведь ничего взаправду не было: только по усам текло, а в рот-то не попало… идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех нас с нашего сказочного пира…

- Итак, сказка начинается? …. (присказкой), а кончается? (концовкой)

- А между присказкой и концовкой – зачин и развитие действия.

Запись в тетради:

            Композиция волшебной сказки.

            - Присказка,

            - зачин,

            - развитие действия,

            - концовка.

 

- Разберемся теперь с сюжетом волшебной сказки. Исходя из определения, в чем нам надо разобраться? (в последовательности событий).

- Скажите, с какого события начали разворачиваться события в сказке «Два Ивана крестьянских сына»? (с момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).

- А в сказке «Царевна-лягушка»? (отец велел сыновьям пустить стрелы, чтобы найти невест)

- А в сказке «Гуси-лебеди»? (с момента, когда гуси унесли братика)

- Что делали герои дальше во всех этих сказках? (пускались в путь)

- Известный фольклорист В.Я.Пропп, проанализировав структуру русских народных волшебных сказок, убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много) совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Эти поступки он называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда одинакова. Согласно системе В.Я.Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные действия все же присутствуют. Так вот он отмечал, что в сказках обычно начинают разворачиваться действия после нарушения какого-либо запрета. В каких известных вам сказках был запрет, его нарушил главный герой и от того должен был пуститься в путь-дорогу? («Гуси-лебеди» - запрет не ходить на улицу, а смотреть за братцем; «Царевна-лягушка – нельзя было сжигать кожу). А вот в сказке «Два Ивана крестьянских сына» запрета не было.

- Давайте начнем заполнять таблицу. Мы ее сократим до наиболее часто встречающихся функций.

            Сюжет волшебной сказки

 

Основные функции действующих лиц.

1.

Запрет, нарушение запрета

2.

Отъезд или уход из дома. Дорога.

3.

Задача, стоящая перед героем.

4.

Встреча с помощниками. Испытание героя. Волшебные дары.

5.

Появление сверхсильного противника.

6.

Борьба с ним (три раза). Победа.

7.

Возвращение домой. Часто свадьба.

8. *

Ложный герой.

9. *

Вновь трудные испытания.

10. *

Беда ликвидируется. Узнавание истинного героя.

11. *

Ложный герой наказывается.

12.

Свадьба.

Значком * обозначаются функции, которые не всегда бывают в сказках.

 

Сказка «Два Ивана крестьянских сына»

 

1.

Седой старичок. Отдача поклона. Дары: богатырские кони, сабли богатырские.

Встреча с помощником-дарителем. Даритель испытывает героя.  Волшебные дары.

2.

Испросив благословения матери, отправляются в путь. Распутье. Завет. Платочек. Разъезжаются по разным дорогам.

Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.

3.

Один из братьев женится, становится царевичем.

Свадьба

4.

Бедная старушка с худой квартиркой.

Встреча с помощником.

5.

Освободить город от двенадцатиглавого змея.

Задача, стоящая перед героем.

6.

Появление двенадцатиглавых змеев. Борьба с ними (три раза). Победа.

Появление сверхсильных противников. Борьба с ними (три раза). Победа.

7.

Водовоз наказан.

Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказывается.

8.

Красная девица – страшная львица проглатывает царевича.

Появление сверхсильного противника. Беда.

9.

Борьба Ивана крестьянского сына со страшной львицей.

Борьба со сверхсильным противником.

10.

Пир, счастливый конец.

Пир

            Персонажи волшебной сказки.

            - Герой волшебной сказки: два брата, любящие свою мать, почтительные к окружающим, особенно к старым людям; младший сын (часто лентяй), младшая дочь, часто без матери, но любимая отцом.

            - Ложный герой*

            - Сверхсильный противник: Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, леший,

            - Помощники героя:

        Помощники-люди – старичок, бабушка (которых встречают по дороге),

        Помощники-звери – волк, заяц, конь, сивка-бурка, щука, медведь, жар-птица, утка, кошка и др.

        Помощники-предметы – клубок, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, яблоко, зеркальце, перстень, дудочка и др.

            Помощники-слова «заветные» - 1) Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом и др. 2) Благословение матери. 3) Наставление родителей.

  Домашнее задание: Расписать сюжет сказки «Царевна-лягушка»(1 вар.) и                                                            сказки «Гуси-лебеди» (2 вар.) 

Категория: Литература | Добавил: gana4vas (24.09.2012)
Просмотров: 2188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz