Суббота, 20.04.2024, 07:27Главная | Регистрация | Вход

Следи за временем

Категории раздела

Узнай произведение

Философы говорят

Хит-лист-плеер

...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

...

Каталог статей
Главная » Статьи » Конспекты уроков и презентации » Литература

Немецкая сказка «Снегурочка» и сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях».

- Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» - немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

 

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

 

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

 

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

- Сказка «Снегурочка» - народная сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

- Сегодня мы с вами, работая над сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от фольклорной.

- Первое отличие я уже назвала. Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

- Посмотрите, пожалуйста, нашу таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

- Свою сказку Пушкин написал в его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то: али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз – двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

- Но ради чего Пушкин меняет народную сказку? (предположения ребят)

- Создавая произведение, писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит эта сказка (Приложение 4).

- Итак, какой вывод мы можем сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1) внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

- В народных сказках основной прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также использует этот прием.

Возьмем один из ключевых эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!...

Обратите внимание на те глаголы движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

- А как ведет себя царевна, ну, например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась, закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

- Этот прием у Пушкина преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных персонажей.

- Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев, но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна, бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она, моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» - говорит он о царевне, выражая свою симпатию к ней.

 

- А теперь обратим внимание, как говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» - обращается она к нему. Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется. «Ах ты, мерзкое стекло!» - гневается царица.

А царевна? Она никогда не накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь индивидуализирована.

- Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана писателем).

Она имеет форму, которая никогда не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным сказкам. 


Категория: Литература | Добавил: gana4vas (24.09.2012)
Просмотров: 18752 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz