Сказка как жанр фольклора. Возникновение сказки. Виды народных сказок.
Государи мои, люди русские! Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу.
И.Ильин.
Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого ее не будет под старость.
Н.С.Лесков.
- Начнем мы сегодняшний урок литературы с вопросов, над которыми я вас попросила задуматься на прошлом уроке. Давайте прочитаем их сначала.
1. Что такое счастье? Постарайтесь дать ваше определение этого понятия.
2. Что такое судьба? Можно ли одолеть судьбу, или человеку остается покорно сидеть и ждать погоды? Или всякий человек своему счастью кузнец?
3. А если встретишься со злом, как поступишь? А как распознать, что это зло?
4. Что важнее – внешняя красота или красота души? Как распознать прелестную душу у богатой красавицы? Как понять, не из-за денег ли привлекает девушку мужчина? Как не ошибиться в выборе? Чему поверить?
- Итак, что же такое счастье? И т.д. (ответы ребят)
- Сегодня мы начинаем изучать сказки. И как ни странно, но именно на эти вопросы ищут ответы герои многих сказок. А вместе с ними и многие поколения наших предков.
- На прошлых уроках мы с вами говорили, что пословица – это как бы сжатая народная мудрость. Так вот сказка – это тоже народная мудрость, только развернутая и зашифрованная. Как говорил русский философ И.Ильин, «сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души».
Записываем в тетрадь:
Сказка народная.
Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души.
И.Ильин
- А еще И.Ильин говорил, что «сказки русские – просты и глубоки, как сама русская душа. Они всегда юны и наивны, как дитя; и всегда древни и мудры, как прабабушка».
А Пушкин, живя в своем имении Михайловском и проводя вечера со своей няней Ариной Родионовной, отмечал: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого нашего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…»
- Сказок вы прочитали много. И возможно, у вас возник вопрос: а что там изучать? Так все понятно. Понятно, да не все! И вы в этом сами убедитесь. Мы постараемся, чтобы сказка, как избушка на курьих ножках, стала к лесу задом, а к нам передом. Попробуем расшифровать сказку и зажить ею, чтобы раскрылась нам ее вещая глубина и стал ясен подлинный духовный смысл. А помогут нам Проша и Иван Калиныч. Сегодня в роли Проши выступит …. А в роли Ивана Калиныча - ….
Иван Калиныч: - Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами и поделиться своими знаниями о сказке. Прежде всего, назовите слова, имеющие тот же корень, что и слово сказка…. Правильно: сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Проша: - Иван Калиныч, так получается, что любой интересный устный рассказ – это сказка?
Иван Калиныч: - Нет, конечно, Проша. Вспомни, пожалуйста, что говорят пословицы и поговорки о сказках.
Проша: - Иван Калиныч, я вот часто слышу такое выражение – «Не рассказывай сказки!». И вот у Пушкина есть: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!». Так он закончил одну из своих сказок, но я забыл ее название.
Иван Калиныч: - А может тебе ребята помогут? Назовите сказку, которую Пушкин закончил словами «Сказка ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок» («Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина»).
Иван Калиныч: - Молодцы, ребята! А тебе, Проша, хочу сказать, что «не рассказывай сказки» говорят тем, кто рассказывает о чем-то, во что трудно поверить, то есть сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны. Но часто сказка оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать льстецов, ненавидеть злодеев. О чем рассказывает, например, такая, казалось бы, детская сказка «Репка»? Конечно же, не о том, как лучше дергать репу – одному, вдвоем, втроем или вчетвером! Сказка - о другом: о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина!
Проша: - А еще, Иван Калиныч, в Энциклопедии для детей «Аванта +» я прочитал, что самое древнее название сказки – басень – от слова «баять», «говорить». Еще ее называли байка, побасенка, казка. А сказочников называли «бахарями». Там же я узнал, что существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и о животных. Но там было так много написано, что я отложил книгу.
- Спасибо, Проша и Иван Калиныч. Вы сегодня хорошо справились со своими обязанностями. А с ребятами мы попытаемся разобраться, по каким критериям одни сказки мы относим к волшебным, другие к социально-бытовым, а третьи – к сказкам о животных. Возьмите, пожалуйста, тексты, которые лежат у вас на партах. У вас есть пять минут, чтобы прочитать их и подготовить ответ.
Текст 1.
Ученые предполагают, что волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, но зародилась она гораздо раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси поклонялись языческим богам.
Почти никаких примет русского быта в волшебной сказке нет. Разве что сами люди – русские. Герой переходит из одного царства в другое, но всюду, как можно понять, живет один народ. Другие народы находятся где-то далеко, за морем (заморские купцы, заморские вина).
Начинается волшебная сказка с того, что главный герой уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Поиски, сражения – все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего происходит в чужом, странном мире. Здесь встретишься с Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой, Сивкой-буркой и Жар-птицей. Здесь есть и чудесные предметы: скатерть-самобранка, клубочек, дудочка волшебная. Есть и герои-помощники. В такой сказке возможно любое чудо!
Текст 2.
Бытовая сказка.
Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической – от слова «новелла». Появилась она гораздо позже волшебной.
Бытовая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Но не прямолинейно, как зеркало, отражает эту жизнь. Правда соседствует здесь, как и должно быть в сказке, с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может.
В волшебной сказке - два мира, в бытовой – один.
Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Здесь противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый. Здесь с уважением относятся к хорошим, умелым работникам и высмеивают неумех, лодырей. Самый любимый герой бытовой сказки – солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. В отличие от волшебной сказки здесь нет чудес, положительный герой физической силы не применяет, воинских подвигов не совершает. В бытовой сказке происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.
Текст 3
Сказки о животных.
Сказки о животных возникли в глубокой древности и в них отражаются забытые верования наших предков. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. Говорится в них о повадках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь – глуповат, заяц – трусоват, волк – жаден, а Лиса Патрикеевна – хитрее хитрых, обманет кого хочешь.
- В чем же своеобразие сказок каждой из групп? (ответы по рядам).
Игра-тренинг. Три команды.
- Определите по иллюстрации, к какому виду относится данная сказка. Свой ответ обоснуйте.
- Определите по прочитанному отрывку, к какому виду относится данная сказка. Свой ответ обоснуйте.
1. «Рассказал тут молодец старичку про лютую болезнь царевны, про то, что суждено ей поправиться только от сладкого, исцеляющего яблочка. Показал он старичку и яблочко свое…
Выслушал его старичок и на яблочко глянул, да и молвил:
- А что ж, дитятко, может, и впрямь царевна поправится от твоего яблочка, коли то ей на роду написано. – Сказал так-то и пошел своей дорогой».
2. «Вот подходит королевна, показывает Ивану-царевичу три волоса: «Угадай, царевич, с какого корешка эта травка? Если узнаешь, то пойду за тебя замуж, а не узнаешь – не прогневайся!». А Ивн-царевич вынул из-под полы голову, ударил об стол: «Вот тебе и корень!» Королевна сама про себя и подумала: «Хороши молодцы!» Просится: «Позволь, Иван-царевич, пойти переодеться в другой горнице». Иван-царевич ее отпустил; она вышла на крыльцо, ударилась оземь, оборотилась голубкою и опять полетела на море. Буря-богатырь взял у царевича голову, вышел на двор, ударил эту голову об крыльцо и говорит: «Где прежде была, там и будь!». Голова полетела, прежде королевны на место поспела и срослась с туловищем.»
3. «Жил-был купец, у него был сын; вот как начал сын подрастать да в лавках торговать – у того купца померла первая жена, и женился он на другой. Прошло несколько месяцев, стал купец собираться в чужие земли ехать, нагрузил корабли товарами и приказывает сыну хорошенько смотреть за домом и торговлю вести как следует. Просит купеческий сын: «Батюшка! Пока не уехал, поищи мое счастье». – «Сын мой любезный! – отвечает старик, - Где же я его найду?» - «Мое счастье недолго искать! Как встанешь завтра поутру, выдь за ворота и первую встречу, какая тебе попадется, купи и отдай мне» - «Хорошо, сынок!»
____________________
1. «Шел солдат из деревни в город на службу и остановился ночевать у одной старухи. Много он насказал ей всякого вздора, а та – известное дело – в лесу родилась, пню молилась, дальше поскотины не бывала и ничего не видала, слушает развеся уши, всему верит и дивится. «Где же вас, служивый, учат так мудрости?» - наконец спрашивает старуха солдата».
2. «Жил-был барин; вышел однажды на базар и купил себе канарейку за пятьдесят рублей. Случилось быть при этом мужику; пришел мужик домой и говорит своей бабе: «Знаешь ли что, жена?» - «А что?» - «Ходил я сегодня на базар; там был и барин, и купил он себе малую пташку – пятьдесят рублей заплатил. Дай-ка я понесу к нему своего гусака: не купит ли?» - «Понеси!» Вот взял мужик гусака и понес к барину.»
3. «Жил-был мужик со старухою. Не умела старуха языка держать на привязи; бывало, что услышит от мужа – сейчас вся деревня узнает. Пока не повздорят промеж себя – еще туда-сюда, а случится старику со старухой подраться да поколотить ее – она озлится и побежит по людям да на господский двор, всю подноготную расскажет; иной раз вдвое больше наврет, чем правды скажет.»
____________________
1. « В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужичок, у него были козел да баран. Поленился мужик накосить сена; пришла зима, нечего есть козлу и барану, стали они на весь двор реветь, а мужик схватил кнут и ну колотить их. Вот козел и сказал барану: «Давай, брат, уйдем в лес; найдем стог сена и станем жить». – «Пойдем, брат Козьма Микитич! Хуже не будет».
Козел стащил у хозяина ружье, а баран куль, и пошли вдвоем; идут путем-дорогою и нашли старую волчью голову. «Брат баран! – сказал тут козел. – Возьми эту голову и положи в куль».
2. «…Зализал волк раны и пошел за добычей. Смотрит, на горе стоит большой козел; он к нему, и говорит: «Козел, а козел! Я пришел тебя съесть». – «Ах ты серый волк! Для чего станешь ты понапрасну ломать об меня свои старые зубы? А ты лучше стань под горою и разинь свою широкую пасть; я разбегусь да таки прямо к тебе в рот, ты меня и проглотишь!» Волк встал под горою и разинул свою широкую пасть, а козел себе на уме, полетел с горы как стрела, ударил волка в лоб, да так крепко, что он с ног свалился. А козел и был таков! Часа через три очнулся волк, голову так и ломит ему от боли. Стал он думать: проглотил ли он козла или нет? Думал-думал, гадал-гадал. «Коли бы я съел козла, у меня брюхо-то было бы полнехонько: кажись, он бездельник, меня обманул!»
3. «Выкопал мужик яму в лесу, прикрыл ее хворостом: не попадется ли какого зверя.
Бежала лесом лисица. загляделась по верхам – бух в яму!
Летел журавль. Спустился корму поискать, завязил ноги в хворосте; стал выбиваться – бух в яму!
И лисе горе, и журавлю горе. Не знают, что делать, как из ямы выбраться.
Лиса из угла в угол мечется – пыль по яме столбом; а журавль одну ногу поджал – и ни с места, и все перед собой землю клюет, все перед собой землю клюет. Думают оба, как бы беде помочь.
Лиса побегает, побегает, да и скажет:
- У меня тысяча, тысяча, тысяча думушек!
Журавль поклюет, поклюет, да и скажет:
- А у меня одна дума!»
- Следующее задание еще труднее. Вам надо по названию сказки отгадать, к какой группе она относится. На столах в конце кабинета лежат карточки. Вам надо отобрать: 1 команде – волшебные сказки, 2 команде – социально-бытовые, 3 команде – сказки о животных.
«Журавль и цапля»
«Теремок»
«Лиса и тетерев»
«Лиса, заяц и петух»
«Мужик, медведь и лиса»
«Гуси-лебеди»
«Лисичка-сестричка и волк»
«Буренушка»
«Лисица-девица и Котофей Иванович»
«Три царства – медное, серебряное и золотое»
«Кощей Бессмертный»
«Жар-птица»
«Сивко-бурко»
«Царевна-лягушка»
«Белая уточка»
«Мужик и барин»
«Иван-царевич и серый волк»
«Про нужду»
«Как мужик гусей делил»
«Хитрый солдат»
«Солдат, черт и смерть»
«Царь и мужик»»
«О злой жене»
«Сума, дай ума»»
«Правда и кривда»
«Финист - Ясный Сокол»
- Скажите, что объединяет все сказки? (они все хорошо заканчиваются)
- Вот вы и попробуете дома придумать конец к сказке братьев Гримм «Золотой ключик». Начало этой сказки есть у вас в хрестоматии. Единственная просьба: сделайте работу самостоятельно, без чьей-либо помощи. Работу сделайте на альбомном листе. Если у вас появится желание оформить лист рисунками, это только будет приветствоваться.
Домашнее задание:
Творческая мастерская 1. Придумать окончание сказки братьев Гримм «Золотой ключик»
|