Воскресенье, 24.11.2024, 13:59Главная | Регистрация | Вход

Следи за временем

Категории раздела

Узнай произведение

Философы говорят

Хит-лист-плеер

...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

...

Каталог статей
Главная » Статьи » Конспекты уроков и презентации » Литература

«Два Ивана – солдатских сына»: выражение нравственного идеала в сказке.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

                                 А.С.Пушкин

- И еще раз мы возвращаемся к нашей сказке «Два Ивана солдатских сына». Потому что не выяснили мы с вами самого главного. А что самое главное – поможет нам узнать эпиграф к нашему уроку.

- Так о чем же нам намекает сказка, какой урок наши далекие предки передают нам – на этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока, проведя анализ образного строя произведения, охарактеризовав главных героев.

- А кто главные герои в этой сказке? (два Ивана).

- Скажите, на основании чего вы обычно судите о человеке?

- Вот и в художественном произведении мы прежде всего анализируем, какие поступки совершает герой, как о нем отзываются и что и как он сам говорит.

- Начнем с предыстории наших героев. Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).

- Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

- Какие же качества характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум).

- О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?

(сильные (эпизод укрощения коней), добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со старичком), обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).

- Но более всего проявились качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем сказочники разводят братьев по двум дорогам? (у каждого брата свой характер, и такой прием позволяет проследить за каждым).

- Значит,  тот путь, который выбирает каждый из них, характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны, оба одного возраста. Кто первый заговорил там, на перекрестке,  и что предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (он сразится с двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей). Какое качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (взаимовыручка)

- Вот мы с вами говорим – Иван совершает поступки. А что такое «поступок»?

В словаре В.Даля дается такое толкование этого слова: «Всякое дельное дело или действие человека». Что значит «дельное»? (хорошее) И дальше у Даля: «Подвиг, деяние для исполнения чего-либо».

- Итак, сразиться с двенадцатиглавыми змеями ради освобождения города  - это поступок? Да! Выручить своего брата – это поступок? Да! Перевести старого человека через дорогу или уступить ему место в автобусе – это поступок? Да! А оскорбить своего друга или какого-либо человека – это поступок? Нет! А что это? (подлость, низость и т.д.)

- Кто в сказке «Два Ивана солдатских сына» совершает подлость, а не поступки? (водовоз). Вот почему он ложный герой.

- Таким образом, основными признаками, которые отличают положительного героя сказки от отрицательного, являются его поступки.

- А что мы можем сказать о том, как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими противниками, дружески с друг другом)

- Можно ли по речи героев сказать, какие они? Да.

- Есть ли прямая оценка братьев в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является постоянным для любой сказки).

- Так о чем же нам «намекает» сказка, какой урок преподает? Свой ответ начните со слов: «Образами Иванов солдатских сыновей народ подчеркивает свое представление об идеальном русском герое: … (мужественном, смелом, умном, воспитанном, добром, проявляющем уважение к окружающим, обладающем чувством справедливости, всегда приходящем на выручку и не забывающем о дружбе). (Записываем ответ в тетради).

- Хорошая, мудрая сказка. И красивая. И делает ее такой выразительной прежде всего ее язык, те эпитеты, которые используют сказочники. Они их придумывают каждый раз новые? Нет. Они постоянные, переходящие из одной сказки в другую. Следующая наша работа будет заключаться в том, что вы должны будете найти как можно больше постоянных эпитетов и сказочных оборотов в предложенном вам тексте (каждый ученик имеет листок с текстом, на котором текстовыделителем отмечает найденные эпитеты и сказочные обороты. Затем этот листок поможет ему при составлении своей сказки). 

В тридевятом царстве, небывалом государстве.

В поисках тридевятого царства, небывалого государства прошел я через пески сыпучие, через высокие горы, через быстрые реки, пока не набрел наконец на подземный ход. Тем ходом спустился я в глубокую пропасть и пошел по лесу дремучему, непроездному, непроходимому, и чем дальше иду, тем дорога лучше становится, словно деревья передо мною расступаются, а часты кусты раздвигаются. Смотрю назад – руки не просунуть, смотрю направо – пни да колоды, зайцу косому не проскочить, смотрю налево – а и хуже того… Дивуюсь я, думаю не придумаю, что со мной за чудо совершается, а сам все иду да иду: у меня под ногами дорога торная. Иду я день от утра до вечера, не слышу ни реву звериного, ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего: ровно около меня все повымерло. Вот пришла и темная ночь; кругом меня хоть глаз выколи, а под ногами светлехонько. Вот иду я до полуночи и стал видеть впереди будто зарево, и подумал я: «Видно, лес горит, так зачем же мне туда идти на верную смерть, смерть неминучую?»

Поворотил я назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти; сунулся вперед – дорога торная. Думал я, думал и порешил идти вперед. Чем дальше иду, тем светлее становится, и стало, как белый день. Выхожу я на поляну широкую, и посредь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский али царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светится, а огня не видать. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда я не слыхивал.

Вхожу я на широкий двор, в ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны высокие, большие и малые. Вхожу я во дворец по лестнице, устланной тонким красным сукном, с перилами позолоченными; вошел я в горницу – нет никого; в другую, в третью – нет никого; в пятую, десятую – нет никого; а убранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость слоновая и мамонтовая.

Дивуюсь я такому богатству несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи; и подумал я в те поры про себя: «Все хорошо, да есть нечего», - и вырос передо мной стол, убранный-разубранный: в посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные. Сел я за стол, напился, наелся досыта: кушанье такое, что и сказать нельзя, - того и гляди, что язык проглотишь, а я, по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался. Не успел я встать и оглянуться, а стола с кушаньями как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

Дивуюсь я такому чуду чудному и такому диву дивному, а сам думаю: «Хорошо бы теперь соснуть» - и вижу, стоит передо мной  кровать резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом серебряным, с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит, пуху мягкого, лебяжьего.

Ложусь я на высокую кровать, задергиваю полог серебряный и вижу, что он тонок и мягок, будто шелковый. Стало в палате темно, ровно в сумерки, и музыка играет будто издали. Заснул я в ту же минуту.

Проснулся а солнце уже взошло выше дерева стоячего.

Встал я с кровати высокой, платье мне все приготовлено, и фонтан воды бьет в чашу хрустальную. Одеваюсь я, умываюсь; чай и кофей на столе стоят, и при них закуска сахарная. Накушался я и спустился по лестнице из мрамора зеленого, из малахита медного в зеленый сад.

А в саду диковинном на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся; цветы растут распрекрасные, всеми красками расписанные; птицы поют невиданные, песни поют райские; и бегут-шумят ключи родниковые по колодам хрустальным.

Вот какие чудеса видел я в тридевятом царстве.

- Скажите, ребята, а за счет чего появляется особая сказовая интонация, для которой характерна прежде всего напевность? (за счет изменения прямого порядка слов, рядов однородных членов). Вводим понятие «инверсия». 

Категория: Литература | Добавил: gana4vas (24.09.2012)
Просмотров: 9489 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz