- Как вы понимаете слово
«герой»? (тот, кто совершает героические поступки, подвиги.)
(У Даля: герой, героиня –
витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин, а также
доблестный сподвижник вообще, в войне и в миру, самоотверженец; подвиг –
доблестный поступок, дело, или важное, славное деяние).
- Кого в сказке «Финист-ясный
сокол» можно назвать героем? Можно ли Финиста назвать героем или он сюжетный
персонаж, помогающий героям раскрыться? Какого его роль в сказке? (он позвал
Марьюшку в дорогу, где она проходит через разные испытания).
- А что испытывается прежде
всего? (любовь)
- Получается, это сказка о
любви? Любовь – тема этой сказки.
- А какие вопросы задает эта
русская народная сказка? Какие проблемы затрагивает?
Проблема – основной вопрос, поставленный в
литературном произведении. Он может иметь ответ или оставаться нерешенным.
(домашняя подготовка ребят)
- Давайте более внимательно
посмотрим на сказку. Мы с вами уже знаем, что проблема раскрывается через
систему образов и описание событий. Чтобы нам легче было представить ситуацию,
обратимся вновь к моделированию – попробуем схематично изобразить систему образов
этой сказки (Приложение).
- Обратимся к самому началу
сказки, где показан мир семьи (Чтение начала сказки).
- Какие черты характера подчеркиваются в Марьюшке?
(скромность, трудолюбие, нежность, доброта, самоотверженность).
- А в сестрах? (завистливость,
жадность, тяга к материальным ценностям).
- А какая характеристика дает
оценку этим сторонам характера? (Марьюшка – красавица писаная, сестры –
некрасивые, сколько бы они ни белились, ни румянились да в обновки ни
наряжались).
- Таким образом, сказка уже с
первых строк задается вопросом: что есть зло, а что есть добро в этой жизни? И
с первых строк как бы предупреждает: не все просто в жизни. Не всегда легко
распознать, где добро, где зло, потому что и добро, и зло частенько воплощаются
в обычных людях, которые живут вместе, рядом, в одной семье, рождены от одних
родителей. В человеке могут совмещаться и дурные и хорошие качества. Значит,
какая проблема рассматривается в этой сказке? (проблема добра и зла
- Почему Марьюшка добивается
своей цели, кто ей помогал и что ей помогало?
(опосредованно через отца помог
старенький старичок, помогли три сестры - Бабы-Яги)
- Они представители какого мира?
(чужого)
- А если бы Марьюшка не была
упорной и самоотверженной в поисках Финиста, достигла ли бы она цели?
- Значит, не только помощники,
но и собственное упорство и самоотверженность Марьюшки ей помогли.
Вывод: человек сам строит свое
счастье, добивается его трудом, упорством, самоотверженностью.
- А зачем в сказке появилась
царица? Она из какого мира: «своего» или «чужого»? (чужого, так как она умеет
усыпить Финиста). Какое состязание между
двумя соперницами происходит? Как эти соперничество характеризует
царицу-волшебницу? (она ради чудесных, красивых вещей – в сущности, ради
безделушек - готова продать своего мужа). Вот почему Финист задает вопрос
народу: «Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та,
что продает или обманывает?»
- Запись в тетради: «Сказка «Финист-ясный сокол» учит: добро –
это скромность, трудолюбие, нежность, доброта, самоотверженность. Зло – это завистливость,
жадность, тяга к материальным ценностям, корыстолюбие, продажность. Зло может
таиться и в близких людях, а чужие люди,
если ты добр с ними, могут помочь тебе в беде. Но главное надо помнить: человек
сам строит свое счастье, настойчиво добивается его. А главное добро в жизни –
любовь».
Видите, какая мудрая сказка.
|