1.
Вернемся к предыдущему домашнему задания, когда вы
должны были подумать, чем сказка «Два Ивана солдатских сына» похожа на другие
прочитанные вами сказки?
2.
А какие сочетания слов, встречающиеся в других сказках,
вы выписали?
(- В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был…
- Идут путем-дорогою…
- … еду – не свищу, а наеду – не спущу…
- близко ли, далеко ли, коротко;
- скоро сказка сказывается, да не
скоро дело делается…
- такая красавица, что ни в сказке сказать, ни
пером написать…
- стал с ней поживать в любви и согласии…
- век бы тебе спать, если бы не я…
3.
Давайте попробуем нарисовать картину мира, в котором
живет герой сказки: с городами, домами, реками, лесами и т.п. А заодно
проверим, насколько внимательно прочитана сказка, обратили ли вы внимание на
детали.
(Ребятам рекомендуется нарисовать
схему не в тетради, а на черновике. В тетради они нарисуют ее дома, в цвете, а
заодно произойдет повторение услышанного на уроке) (Приложение ).
- Все места главных событий,
вместе взятые, образуют «художественное пространство» произведения.
Время и художественное
пространство – это важнейшие параметры
художественного мира фольклорного или литературного произведения.
- Например, вспомните все
известные вам волшебные сказки и скажите, когда, происходят сказочные события?
(В стародавние времена; «Все это было в то давнее время, когда мир божий
наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега
были кисельные, а по полям летали жареные куропатки»).
- Указывается ли точная дата?
- Сказочное время – это
неопределенное прошлое время.
- А указывается ли конкретное
место, где происходят события?
- Нет, это либо некоторое
царство, некоторое государство, либо тридевятое царство, тридесятое
государство.
- А почему именно тридевятое,
тридесятое? Нет ответа? Тогда постараемся на этот вопрос ответить позднее.
- Известно ли нам, как выглядит
жилище двух Иванов? Как оно названо в тексте: дом, изба, дворец? Где оно
находится? (В некотором царстве, в некотором государстве, наверно, это изба
крестьянская, так как в сказке об их отце говорится «жил-был мужик»)
- Давайте в центре нарисуем это
некоторое царство, некоторое государство и дом мужика (Приложение).
- Расскажите, как жила эта
семья?
- С чего начинают развиваться
события сказки? (с момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы
купить коней).
- Значит, что мы должны
нарисовать на схеме? (город, ярмарку в границах
некоторого царства)
- Сколько раз ходили братья в
город? (три)
- Расскажите о каждом этом
случае.
- А кого встречали каждый раз
Иваны? (седого старичка)
- Почему прошли мимо него не
здороваясь, а потом вернулись? (мать наказала отдавать поклон всякому
встречному и поперечному).
- Какова роль старичка в жизни
Иванов? (помог он им).
- А почему помог? (потому что
они уважение к нему проявили)
- Вспомните, пожалуйста, сказки,
в которых за уважительное отношение разные люди или предметы помогают главному
герою.
- Куда водил братьев старичок?
(к большой горе, в которой находилась чугунная дверь). Нарисуем эту гору за
городом.
- Вернулись два Ивана солдатских
сына домой, а на утро собрались в путь-дорогу.
Но сначала подошли к матери.
Зачем? (за благословением). В каких сказках герои тоже получают благословение
матери? (например, в сказке «Василиса Прекрасная» благословение матери – куколка – помогает
героине). Значит, получить благословение матери – это очень важно, это помогает
в жизни. Еще совсем недавно молодые люди перед свадьбой обязательно просили
благословления своих родителей.
- Что дальше происходит в сказке?
(оказываются на распутье. Отражаем это на схеме). Кто в какую сторону поехал?
(тот брат, который себя считал посильнее, поехал влево, туда, где пророчили
смерть, второй – направо, где можно было стать царем).
- Расскажите, что произошло с
братом, поехавшим влево.
- Нарисуем это «незнакомое
государство», «худую квартирку» «бедной старушки», «синее море», куда ходил
Иван, «серый камень», из-за которого каждый день выходит змей.
- Сколько царевен было у царя?
(три). Какое-то магическое число! А сколько раз Иван боролся со змеем? (три). А
змей - двенадцатиглавый. А двенадцать
хорошо делится на три. Пора разобраться с числом этим. Поможет нам Проша.
Проша:
- Действительно, число «три» -
сказочное число. И объяснение ему надо искать в особенностях мышления
первобытного человека и архаичной (или древней) системы счета. Первоначально в
любом языке существовало единственное, двойственное и множественное число.
Первобытный человек имел представление об одном отдельном предмете, о парных
предметах, ведь у него были две руки, две ноги и т.д.. А все остальное было –
много. Следовательно, что означает число «три»? (много)
- Значит, три раза ходили –
много ходили. За тридевять земель – очень далеко. В тридевятом царстве, в
тридесятом государстве – большом царстве, далеко находящемся, так что обычному
человеку и не добраться. Двенадцатиглавый
- значит…… (предположения ребят)
- Третий бой был самый сложный.
Почему все-таки удалось Ивану победить змея? (платочек помог, один из тех,
которыми братья обменялись перед расставанием). Вновь срубил Иван все
двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам
домой поскакал, наелся-напился и залег спать. На сколько суток в этот раз? (на
трое). А что это значит? (значит, долго спал). Вы заметили, что фраза «срубил
Иван все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море
бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать» повторяется также
три раза, слово в слово. Такой прием называется повтором. Найдите еще повторы в
этой сказке.
- Но был в сказке и ложный
герой. Кто это? (водовоз). Отразим его тоже на схеме. А почему ложный герой?
- А что произошло со вторым
братом, поехавшим направо.
- Давайте нарисуем это царство.
Кстати, какой эпитет его сопровождает в сказке? (славное). Что расположим на
схеме? (широкий луг, по нему ручеек протекает, на воде две серые утки,
белокаменные палаты). Что необычного в этом
царстве? (олень вдруг исчез, в палатах никого нет, зато печь топится да
сковородка стоит). В волшебных сказках всегда есть два мира; в одном из них
господствуют нормы и законы обыкновенной, привычной жизни, в другой –
совершенно иные законы и нормы. Эти миры – свой и чужой. Между двумя мирами –
«своим» и «чужим» - существует
пространственная и потому предметная граница: река, лес, стеклянная или
металлическая гора; скала, которая может открыться; колодец, в котором может
быть огонь, сквозь который необходимо пройти и т.п.- Какие границы между своим
и чужим миром есть в нашей сказке? (гора с чугунными дверями; синее море с серым
камнем; речка с утками). Очень часто в сказке на границе своего и чужого мира
находится избушка Бабы Яги.
- Почему побоялась сесть с
Иваном красная девица? (боялась, что конь у него волшебный). Конь оказался
простым, и она, превратившись львицей, тут же съела Ивана. А если бы конь
все-таки оказался волшебным, что произошло бы? (конь второго Ивана оказался
волшебным и он облапил красную девицу богатырскими ногами). Иван обнажил свою
саблю острую и крикнул зычным голосом: «Стой, проклятая! Ты проглотила моего
брата Ивана-царевича? Выкинь его назад, не то изрублю тебя на мелкие части»
Львица рыгнула и выкинула Ивана-царевича; сам-то он мертвый, в гниль пошел,
голова облезла.
- Что помогло его вернуть к жизни? (два
пузырька с водою целящею и живущею)
- И вновь трехдневный пир, и
вновь, как во многих сказках, стали жить-поживать в любви и согласии.
- Что
же у нас получается?
В сказке
- всегда есть странствие героя;
- герою всегда кто-то помогает
или мешает;
- с ним и вокруг него происходят
разные волшебные превращения;
- он воюет с нечистой силой;
- эпизоды повторяются по три
раза;
- и говорят в сказке
по-особенному: добрый молодец, красна девица,
- и в сказке добро всегда
побеждает зло.
Кстати, почему? Подумайте над
этим вопросом дома.
Домашнее задание:
нарисовать цветную схему сказки в тетради и подумать над вопросом – почему
в сказке добро всегда побеждает зло.
|