Воскресенье, 24.11.2024, 13:45Главная | Регистрация | Вход

Следи за временем

Категории раздела

Узнай произведение

Философы говорят

Хит-лист-плеер

...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

...

Каталог статей
Главная » Статьи » Конспекты уроков и презентации » Литература

Время и пространство волшебной сказки «Два Ивана солдатских сына».

1.                 Вернемся к предыдущему домашнему задания, когда вы должны были подумать, чем сказка «Два Ивана солдатских сына» похожа на другие прочитанные вами сказки?

2.                 А какие сочетания слов, встречающиеся в других сказках, вы выписали?

(- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…

 - Идут путем-дорогою…

 - … еду – не свищу, а наеду – не спущу…

 - близко ли, далеко ли, коротко;

- скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

 - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать…

 - стал с ней поживать в любви и согласии…

 - век бы тебе спать, если бы не я…

3.                 Давайте попробуем нарисовать картину мира, в котором живет герой сказки: с городами, домами, реками, лесами и т.п. А заодно проверим, насколько внимательно прочитана сказка, обратили ли вы внимание на детали.

(Ребятам рекомендуется нарисовать схему не в тетради, а на черновике. В тетради они нарисуют ее дома, в цвете, а заодно произойдет повторение услышанного на уроке) (Приложение ).

- Все места главных событий, вместе взятые, образуют «художественное пространство» произведения.

Время и художественное пространство  – это важнейшие параметры художественного мира фольклорного или литературного произведения.

- Например, вспомните все известные вам волшебные сказки и скажите, когда, происходят сказочные события? (В стародавние времена; «Все это было в то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки»).

- Указывается ли точная дата?

- Сказочное время – это неопределенное прошлое время.

- А указывается ли конкретное место, где происходят события?

- Нет, это либо некоторое царство, некоторое государство, либо тридевятое царство, тридесятое государство.

- А почему именно тридевятое, тридесятое? Нет ответа? Тогда постараемся на этот вопрос ответить позднее.

- Известно ли нам, как выглядит жилище двух Иванов? Как оно названо в тексте: дом, изба, дворец? Где оно находится? (В некотором царстве, в некотором государстве, наверно, это изба крестьянская, так как в сказке об их отце говорится «жил-был мужик»)

- Давайте в центре нарисуем это некоторое царство, некоторое государство и дом мужика (Приложение).

- Расскажите, как жила эта семья?

- С чего начинают развиваться события сказки? (с момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).

- Значит, что мы должны нарисовать на схеме? (город, ярмарку в границах  некоторого царства)

- Сколько раз ходили братья в город? (три)

- Расскажите о каждом этом случае.

- А кого встречали каждый раз Иваны? (седого старичка)

- Почему прошли мимо него не здороваясь, а потом вернулись? (мать наказала отдавать поклон всякому встречному и поперечному).

- Какова роль старичка в жизни Иванов? (помог он им).

- А почему помог? (потому что они уважение к нему проявили)

- Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых за уважительное отношение разные люди или предметы помогают главному герою.

- Куда водил братьев старичок? (к большой горе, в которой находилась чугунная дверь). Нарисуем эту гору за городом.

- Вернулись два Ивана солдатских сына домой, а на утро собрались в путь-дорогу.

Но сначала подошли к матери. Зачем? (за благословением). В каких сказках герои тоже получают благословение матери? (например, в сказке «Василиса Прекрасная»  благословение матери – куколка – помогает героине). Значит, получить благословение матери – это очень важно, это помогает в жизни. Еще совсем недавно молодые люди перед свадьбой обязательно просили благословления своих родителей.

- Что дальше происходит в сказке? (оказываются на распутье. Отражаем это на схеме). Кто в какую сторону поехал? (тот брат, который себя считал посильнее, поехал влево, туда, где пророчили смерть, второй – направо, где можно было стать царем).

- Расскажите, что произошло с братом, поехавшим влево.

- Нарисуем это «незнакомое государство», «худую квартирку» «бедной старушки», «синее море», куда ходил Иван, «серый камень», из-за которого каждый день выходит змей.

- Сколько царевен было у царя? (три). Какое-то магическое число! А сколько раз Иван боролся со змеем? (три). А змей  - двенадцатиглавый. А двенадцать хорошо делится на три. Пора разобраться с числом этим. Поможет нам Проша.

Проша:

- Действительно, число «три» - сказочное число. И объяснение ему надо искать в особенностях мышления первобытного человека и архаичной (или древней) системы счета. Первоначально в любом языке существовало единственное, двойственное и множественное число. Первобытный человек имел представление об одном отдельном предмете, о парных предметах, ведь у него были две руки, две ноги и т.д.. А все остальное было – много. Следовательно, что означает число «три»? (много)

- Значит, три раза ходили – много ходили. За тридевять земель – очень далеко. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве – большом царстве, далеко находящемся, так что обычному человеку и не добраться. Двенадцатиглавый  - значит…… (предположения ребят)

- Третий бой был самый сложный. Почему все-таки удалось Ивану победить змея? (платочек помог, один из тех, которыми братья обменялись перед расставанием). Вновь срубил Иван все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать. На сколько суток в этот раз? (на трое). А что это значит? (значит, долго спал). Вы заметили, что фраза «срубил Иван все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать» повторяется также три раза, слово в слово. Такой прием называется повтором. Найдите еще повторы в этой сказке.

- Но был в сказке и ложный герой. Кто это? (водовоз). Отразим его тоже на схеме. А почему ложный герой?

- А что произошло со вторым братом, поехавшим направо.

- Давайте нарисуем это царство. Кстати, какой эпитет его сопровождает в сказке? (славное). Что расположим на схеме? (широкий луг, по нему ручеек протекает, на воде две серые утки, белокаменные палаты). Что необычного в этом  царстве? (олень вдруг исчез, в палатах никого нет, зато печь топится да сковородка стоит). В волшебных сказках всегда есть два мира; в одном из них господствуют нормы и законы обыкновенной, привычной жизни, в другой – совершенно иные законы и нормы. Эти миры – свой и чужой. Между двумя мирами – «своим»  и «чужим» - существует пространственная и потому предметная граница: река, лес, стеклянная или металлическая гора; скала, которая может открыться; колодец, в котором может быть огонь, сквозь который необходимо пройти и т.п.- Какие границы между своим и чужим миром есть в нашей сказке? (гора с чугунными дверями; синее море с серым камнем; речка с утками). Очень часто в сказке на границе своего и чужого мира находится избушка Бабы Яги.

- Почему побоялась сесть с Иваном красная девица? (боялась, что конь у него волшебный). Конь оказался простым, и она, превратившись львицей, тут же съела Ивана. А если бы конь все-таки оказался волшебным, что произошло бы? (конь второго Ивана оказался волшебным и он облапил красную девицу богатырскими ногами). Иван обнажил свою саблю острую и крикнул зычным голосом: «Стой, проклятая! Ты проглотила моего брата Ивана-царевича? Выкинь его назад, не то изрублю тебя на мелкие части» Львица рыгнула и выкинула Ивана-царевича; сам-то он мертвый, в гниль пошел, голова облезла.

-  Что помогло его вернуть к жизни? (два пузырька с водою целящею и живущею)

- И вновь трехдневный пир, и вновь, как во многих сказках, стали жить-поживать в любви и согласии.

  1. Что же у нас получается?

В сказке

- всегда есть странствие героя;

- герою всегда кто-то помогает или мешает;

- с ним и вокруг него происходят разные волшебные превращения;

- он воюет с нечистой силой;

- эпизоды повторяются по три раза;

- и говорят в сказке по-особенному: добрый молодец, красна девица,

- и в сказке добро всегда побеждает зло.

Кстати, почему? Подумайте над этим вопросом дома.

Домашнее задание:
нарисовать цветную схему сказки в тетради и подумать над вопросом – почему в сказке добро всегда побеждает зло.


Категория: Литература | Добавил: gana4vas (24.09.2012)
Просмотров: 3170 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz