Четверг, 25.04.2024, 17:44Главная | Регистрация | Вход

Следи за временем

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Узнай произведение

Философы говорят

Хит-лист-плеер

...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

...

Литература западноевропейского Средневековья

 

Средние века – это тысячелетний период (V – XV вв.) в истории европейской культуры между Античностью и Возрождением (Ренессансом). «Средними», т.е. «срединными», «промежуточными», их назвали мыслители эпохи Возрождения. Они считали, что после крушения Римской империи наступила полоса культурного одичания. Но сегодня к Средневековью относятся как к эпохе утверждения и торжества христианской веры.
 
Об эпохе Средневековья также http://historic.ru/history/index.shtml
 
а также в Википедии
 
Cайт «Мир Средневековья»
 

 
 
Архитектура Средневековья
 

Различают раннее Средневековье (V- XI вв), зрелое (XII-XIII вв) (или Высокое) – период расцвета средневековой цивилизации, позднее (XIV-XVвв) – так называемая осень Средневековья, когда в Италии уже торжествует Возрождение, а в других странах Европы культура начинает утверждать себя в неповторимом национальном обличье.

Человек эпохи Средневековья прежде всего христианин. Он жил с надеждой на спасение и вечную жизнь. Он с трепетом ожидал часа Страшного суда, которым, согласно христианским представлениям, должна закончиться земная история человечества. Для каждого в отдельности таким судным часом был миг его смерти, когда он представал перед Всевышним. Поэтому тема смерти занимает значительное место в произведениях средневековых авторов, а венцом Средневековья становится «Божественная комедия» Данте, аллегорически изображающая путь человека к очищению от грехов и к вечной жизни. Христианство сделало человека лично ответственным за свою жизнь и за все мысли и деяния. При этом он ощущал себя частью какого-либо человеческого сообщества и поступал как должно христианину, мужу, рыцарю, монаху, крестьянину, члену сельской общины, ремесленного цеха, жителю той или иной местности и т.д. Поэтому и персонажи средневековой литературы изображаются прежде всего как представители общественных групп, причем в согласии с уже сложившимися правилами и приемами. Так в героических поэмах мудрый король-правитель всегда седобород, рыцарь-воитель – горяч и отважен, влюбленный поэт в рыцарской лирике – молод и весел, а влюбленный рыцарь в рыцарском романе нередко безрассуден. Но средневековый человек во многом еще оставался язычником, варваром (так называли сначала германцев, живших к северу от Альп, а затем и все народы, жившие за границами Римской империи – кельтов, гуннов, славян). Христианские и варварские представления сосуществовали и боролись в его душе и мировосприятии.

 
 
 
 
Крестовые походы — серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), от турок-сельджуков, однако позднее крестовые походы велись и ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе или решения политических задач пап. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители, и даже дети.
 
о крестовых походах подробнее смотри на
 
а также на Википедии
 

Рыцарское сословие формировалось постепенно и окончательно сложилось в Западной Европе только в XI в. Сначала армии собирались из дружинников и воинов-крестьян, которые не знали понятия «благородная служба» и подчинялись предводителям, надеясь получить свою долю добычи. В отличие от таких ополченцев вассал обязывался служить сюзерену добровольно, для чего и заключал с ним договор, скреплявшийся символическим актом дарения сюзереном кольца. В первой половине VIII в. рыцарям начали выдавать земельные наделы. До поры до времени, особенно в период подготовки Крестовых походов, рыцарями могли становиться и дети простолюдинов. Желающему быть посвященным в рыцарское сословие требовалось лишь иметь боевого коня и вооружение. Постепенно доступ в сословие простого люда все более ограничивался, и рыцарство стало превращаться в своеобразную касту. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находилось в постоянном поиске новых возможностей для этого. "Если здесь война, я здесь остаюсь", - говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей. Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла. При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов. Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам".

 
 
 
с видео и музыкой
 
Музыка эпохи Средневековья
слушать
 
 
 видео
 

 Литература Раннего Средневековья (V-X вв.) Этот период сравнительно небогат в отношении литературы. В это время существовала, в основном, фольклорная литература, то есть то, что создавалось народом. Во многом это было устное народное творчество, а письменные памятники фольклорной литературы признавались церковью как языческие и чаще всего уничтожались. Но именно к этому периоду принадлежит скандинавский, англосаксонский и кельтский эпос. В период между VIII и XI веками была создана поэма «Беовульф», названная по имени главного героя. Это величайший памятник англосаксонской литературы, дошедший до наших дней. На протяжении всей поэмы Беовульф борется с тремя чудовищами – Гренделем, матерью Гренделя и драконом - и побеждает их.

Литература Высокого Средневековья (XI-XIII вв.) Этот период известен как расцвет феодально-рыцарской литературы, которая возникла к XI веке в связи с появлением рыцарства. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храб­рость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благород­ство, верность Богу, своему сеньору, слову (что, впрочем, касалось только отношений с «благородными» людьми, но не с народом), и конечно же, Прекрасной Даме. Вершиной рыцарской литературы считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции.

 
 
Искусство средневековья http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1305133
 
 
 
Распопин В.Н. Поэзия Трубадуров
 
Трубадуры
 
 
Cтихотворение Конона де Бетюна (около 1188 года): Увы! Любовь, зачем ты мне велела
В последний раз переступить порог
Прекраснейшей, которая умела
Так много лет держать меня у ног!
Но вот настал разлуки нашей срок...
Что говорю? Уходит только тело,
Его призвал к себе на службу Бог,
А сердце ей принадлежит всецело.
Перевод Е. Васильевой

Готовый реферат о трубадурах


 
 
 
 
 
Трубадуры (фр. troubadours, от окс. trobador, от окс. trobar — находить, слагать стихи) — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями. Трубадуры создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии". "Куртуазия", кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Cчиталось, что предметом поклонения (служения) обязательно должна быть замужняя дама, причем более знатная, чем сам поэт. Соблюсти это оказывалось не так-то просто, так как среди рыцарей встречалось немало очень знатных. Чтобы приблизиться к Даме и стать «узаконенным» певцом ее достоинств, поэту требовалось пройти несколько этапов посвящения: сначала ему следовало утаивать свою любовь, затем, открывшись, ждать со стороны дамы сигнала о том, что он принят ею в услужение (таким знаком могло быть дарение кольца). Но и после этого поэт не должен искать с ней близости. Идеальная любовь, согласно куртуазному кодексу, - любовь безответная. Она порождает страдание, которое в творчестве переплавляется в совершенное слово; красота его возвращает свет и радость в душу влюбленного. Поэтому печаль и уныние в глазах куртуазной этики – величайший грех. Именно в эту эпоху появилось представление, что поэт – это влюбленный, а влюбленный – это человек, сочиняющий стихи. Предметом трубадурской поэзии могла быть не только любовь утонченная, истинно куртуазная, высокая, но и любовь безрассудная, низкая. Поэты никогда их не смешивали. Высокую любовь воспевали в кансонах. Низкой посвящали пастурели, альбы – песни на определенный сюжет. Так, в пастурели описывается встреча поэта-рыцаря, едущего верхом по лесной тропинке или бредущего по весеннему лугу, с пастушкой (персонаж условный, как и Прекрасная Дама). Любовь была основной, но не единственной темой поэзии трубадуров. В сирвентах («песнях служащего») они воспевали героику войн и Крестовых походов, публично выясняли отношения друг с другом, попутно затрагивая различные политические и этические проблемы.
Cлужение – т.е. добровольно взятое на себя определенное обязательство.
«Куртуазный» дословно означает «придворный».

Германский вариант куртуазной лирики зрелого Средневековья – миннезанг. Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Основные жанры: любовная песня (Minnelied), шпрух (Spruch), лейх (Leich), крестовая песня (Kreuzlied).

 
Иванов К. Трубадуры, труверы, миннезингеры
 
 

М. Л. Гаспаров
ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВ
 
 
ЛИРИКА ВАГАНТОВ
в переводах Льва Гинзбурга
 
 
 

Ваганты(от лат. clerici vagantes — странствующие клирики) — «бродячие люди» в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. Обычно слово ваганты употребляется для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своём творчестве преимущественно латинским языком — международным сословным языком духовенства. Первыми вагантами и были клирики (церковники), жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой. Лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского. В противовес куртуазному служению Даме, поэзия вагантов проникнута чисто земной радостью плотского наслаждения. С мотивами любви в лирике вагантов соприкасается мотив вина и пьянства; из жанра застольных песен вагантов впоследствии сложились многочисленные студенческие песни, в том числе гимн всех студентов «Gaudeamus igitur».

В период Высокого средневековья новое развитие получил героический эпос – были созданы такие героические поэмы, как «Песнь о Роланде» (старофранцузский эпос, XII век), «Песнь о моём Сиде» (испанский героический эпос, XII – начало XIII века), «Песнь о Нибелунгах» (германский эпос, конец XII – начало XIII века) и русское «Слово о полку Игореве» (конец XII века). Среди значительных литературных произведений Высокого Средневековья следует назвать французскую аллегорическую поэму «Роман о Розе» (XIII век), которая оказала влияние на поэзию последующих веков. Феодально-рыцарская литература породила жанр рыцарского романа. Множество средневековых романов входят в так называемый Бретонский цикл, самые известные из них – это романы Кретьена де Труа «Эрек и Энида» (1170), «Ивэйн, или Рыцарь со львом» (1176-81), «Ланселот, или Рыцарь телеги» (1176-81), «Персеваль, или Повесть о Граале» (1181-91), различные переложения легенды о Тристане и Изольде. Многие романы Бретонского цикла повествуют о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Периоду Высокого средневековья также принадлежат сборники скандинавских мифов «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».
 
Зарубежная литература древних эпох,
средневековья и Возрождения
в кратком изложении
http://www.infoliolib.info/brief/briefizl1/index.html
 
или здесь
 
или здесь
 
или
 
 
Галерею средневековых миниатюр смотри http://antology.rchgi.spb.ru/miniaturi37.htm
 
 

Литература Позднего Средневековья (XIV-XV вв.) Этот период также называют Эпохой Предвозрождения, потому что в это время уже возникают предпосылки для последующей Эпохи Возрождения. Переход от старого сознания к новому можно наблюдать в творчестве двух поэтов этого периода: Франсуа Вийона (Франция) и Данте Алигьери (Италия), создателя «Божественной комедии».

                                                                                                                                                                          Вернуться назад
 
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz