С введением федеральных государственных образовательных
стандартов (далее – ФГОС) меняются требования и к профессиональным
качествам учителя. Способствуя достижению личностных, метапредметных,
предметных результатов учащихся, наставник должен обладать педагогической
компетентностью, выраженной в универсально-деятельностных, личностных и
предметных результатах его профессиональной подготовки.
На удовлетворение потребности общества в подготовке кадров к
реформированию национальной системы образования направлено не только
утверждение ФГОС, но и разработка профессионального стандарта учителя.
В соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики» и в рамках исполнения поручения Президента Российской
Федерации от 29 августа
№ Пр-2365, Минобрнауки России в настоящее время реализует комплекс мер по
разработке профессиональных стандартов для учителей математики и русского языка
В сентябре 2012 года создана рабочая группа по
разработке и утверждению профессиональных стандартов для учителей математики и
русского языка из числа представителей профессионального и экспертного
сообществ.
В октябре 2012 года состоялось обсуждение
содержательного аспектапрофессионального стандарта учителя и механизма
разработки данного стандарта.
В ходе разработки профессиональных стандартов учителей
математики и русского языка будет проанализирован опыт мирового сообщества в
области профессиональной стандартизации, пересмотрены действующие
квалификационные характеристики учителя, определены дополнительные
компетенции, учитывающие обновлённый функционал современного педагога (работа с
одарёнными детьми, обучение детей с синдромом дефицита внимания
(гиперактивностью), инклюзивное образование, обучение детей мигрантов,
испытывающих трудности в общении на русском языке как государственном языке
Российской Федерации, работа с детьми с девиантным поведением, электронный
мониторинг качества образования, и др.), а также пересмотрена и доработана в
части содержания предметная компетенция учителей математики и русского языка,
которая должна отвечать содержанию математического и гуманитарного образования
с учётом современных мировых достижений в этой области (в частности, ключевым
задачам, определённым проектом Концепции математического образования).
Ноябрь 2012 года – разработка проекта профессиональных
стандартов, обсуждение основных позиций проекта на заседании Общественного
совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Декабрь 2012 года – профессионально-педагогическое и общественное
обсуждение проекта профессиональных стандартов учителей математики и русского
языка с привлечением средств массовой информации и использованием возможностей
интернет-ресурсов как переговорных площадок для получения широкого научного,
профессионально-педагогического, общественного мнения.
Январь - февраль 2013 года – доработка проекта,
представление доклада в Правительство Российской Федерации о выполнении
поручения Президента Российской Федерации.
Предполагается, что в результате разработки профессиональных
стандартов учителей математики и русского языка будут установлены единые
требования к содержанию, результативности деятельности и компетенциям
учителя, принятые всеми заинтересованными группами (органами управления
образованием, педагогическими коллективами образовательных организаций,
органами местного самоуправления, экспертами, родительской общественностью и
др.).
Профессиональный стандарт учителя - это
«рамочный» документ, в котором описаны ключевые профессиональные компетенции и
соответствующие уровни компетентности педагога (на основе Национальной рамки
квалификаций). Это система требований к знаниям, умениям, способностям и личным
качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности
занятие педагогической деятельностью и определяющим успех в этой
деятельности. Требования к компетентности учителя определяются функциональными
задачами, которые он должен решать в своей деятельности.
Профессиональная компетентность учителя предполагает
анализ педагогической деятельности в аспектах обучения и воспитания.
Базовыми компетентностями учителя, с позиций деятельностного подхода, являются
следующие:
компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;
компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного
учебного курса и учебного материала конкретного урока;
компетентность в целеполагании учебной деятельности;
компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо
для реализации индивидуального подхода в обучении (включая работу с одарёнными
детьми, обучение детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью) и детей
ограниченными возможностями здоровья, работу с детьми с девиантным поведением и
др.);
компетентность в предмете преподавания (предметная
компетентность);
компетентность в принятии решений, связанных с решением
педагогических задач;
компетентность в разработке программ деятельности и
поведения;
компетентность в организации учебной деятельности, которая,
в свою очередь, предполагает: 1) компетентность в организации условий
деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной
задаче; 2) компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и
способов её решения (способов деятельности); 3) компетентность в оценивании
текущих и итоговых результатов деятельности и динамики индивидуальных
достижений учащихся.
Данный макет профессионального стандарта учителя может
конкретизироваться по уровням образования, в соответствии с возрастными
особенностями ученика, ключевыми идеями педагогической теории, лежащей в основе
организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
Источник http://lupus00.livejournal.com/70301.html
|