Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов, что связывается с деятельностной парадигмой образования, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Основу развития личности составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими.
В связи с этим перед учителем встает целый ряд проблем: как создать такую учебную ситуацию, при которой снялись бы социальные барьеры, затрудняющие педагогическое общение и ученик почувствовал бы себя раскрепощено; как научить ученика универсальным способам деятельности, т.е. научить учиться, при этом как разрешить проблему изменения распространенной позиции учителя-информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора.
Моя практическая деятельность показала, что вне информационно-коммуникационных технологий решить эти проблемы невозможно.
Без использования компьютера как накопителя информации, Интернета как источника информации сегодня уже невозможно представить работу учителя. Без хорошего владения информационно-коммуникационными технологиями каждым преподавателем сегодня невозможно решение задачи формирования информационной культуры учеников, в том числе их ИКТ-компетентности. Без электронных образовательных пособий, созданных именно для реализации деятельностно-развивающего подхода, сегодня невозможно решение задачи развития ученика.
Какими же должны быть электронные образовательные пособия? И в чем их преимущества?
Во-первых, используя электронные образовательные пособия, учебный материал можно преподнести совершенно в новой форме (посредством компьютера), а потому интересной для современных школьников, что повышает интерес к предмету изучения, активизирует психическую деятельность: усиливается концентрация и интенсивность внимания, обостряется чувствительность и наблюдательность, повышается готовность памяти и обеспечивается легкость протекания мыслительных процессов. Материал должен быть таким, чтобы были задействованы различные анализаторы: слуховые, зрительные, двигательные. Ведь чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Следует пристальное внимание обратить на анимацию, которая должна не развлекать, а привлекать внимание к наиболее важной информации, придавать динамичность работе, а также ритмизировать действия школьников, в том числе умственные. Анимация помогает использовать прием «отсроченной визуализации», суть которого заключается в том, что ученик имеет возможность сначала подумать над заданием самостоятельно и сделать его, и только потом сверить свой прогноз и свои действия с информацией на слайде.
Во-вторых, именно электронное пособие позволяет учителю изменить распространенную сегодня позицию учителя-информатора, источника знаний, контролера на позицию учителя-фасилитатора. Как известно, термин этот был введен Роджерсом. «Фасилитатором» (поддерживающим) он назвал педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста». Суть педагогической фасилитации состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за обучающимся исполнительской части и тем самым перевести его из роли пассивного функционера (объекта) к роли активного преобразователя самого себя (субъекта). Практически ученик усваивает ровно столько, сколько у него возникло вопросов, т.е. насколько он был активен в учебном процессе. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если обучающиеся по тем или иным причинам остались пассивными слушателями, которые лишь присутствуют на занятии и машинально фиксируют ее содержание. Работа, организуемая при помощи электронного пособия, активизирует деятельность ученика.
Но активизировать его работу можно лишь в том случае, если учитель создал такую ситуацию, когда ученик выполняет действия в «зоне ближайшего развития». И здесь приходит на помощь организованное учителем заранее через задания пособия интерактивное взаимодействие. Школьник сам выбирает, будет ли он работать самостоятельно, в паре с одноклассником или в группе, или обратится за помощью к учителю. Именно групповая работа может стать переходным этапом к самостоятельной работе, которая и формирует интерпсихические процессы, переходящие во внутренние – интрапсихические.
При этом учитель не перестает управлять процессом познания, хотя, казалось бы, не вмешивается в него. Дело в том, что в ходе школьного образовательного процесса, когда учащиеся еще только учатся, самостоятельная учебная деятельность должна протекать под контролем учителя. Как считают психологи, ученики должны использовать правильные способы деятельности, приходить к правильным решениям, видеть, где они сделали ошибку, анализировать ее причины. И организовать такую работу лучше тоже с помощью электронного пособия, когда обучающиеся могут вернуться к началу, воспользоваться подсказками, а главное, сверить свой результат с правильным ответом. То есть и рефлексия собственной деятельности может происходить на протяжении всего занятия, что является обязательным условием развивающего урока.
Учитель при этом может наблюдать со стороны за тем, как обучающиеся разговаривают друг с другом, как находят общее понимание проблем, как принимают решения и разрешают конфликты. Эти наблюдения необходимы для того, чтобы при дальнейшей работе скорректировать соответствующие компетенции учеников.
Таким образом, фасилитаторы — нейтральные гиды, которые, соблюдая нейтралитет, тем временем, берут на себя активную роль по управлению процессом, а электронные пособия выполняют роль средств, помогающих управлять этим процессом.
В-третьих, именно электронное пособие помогает учителю создать условия для усвоения предметного материала через деятельность. Слайды не должны нести только информацию. Эту информацию ученик должен перерабатывать: отвечать на вопросы, преобразовывать в разные формы (например, текст в таблицу, схему и наоборот), составлять план, сжимать, расширять и т.д. Только в этом случае информация попадает в блок долговременной памяти, а значит, может быть впоследствии легко восстановима.
В-четвертых, электронный вариант позволяет реализовать индивидуализацию обучения, т.к. ученик может работать в своем темпе, у него есть возможность возвратиться к наиболее сложным для него вопросам, обратиться за помощью к учителю и одноклассникам, вновь попробовать сделать задание, что формирует его самоорганизацию, самоконтроль и, в конечном итоге, способность учиться самому.
Литература
1. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной. М.: ТЦ Сфера, 2008.
|